Упадок украинского автопрома

Пациент скорее мертв, чем жив

В Российской Федерации многие полагают: на украинском автомобильном рынке произошла катастрофа. Поспорить с этим довольно трудно, однако кто-то закрывает салоны, а другие строят новые. Нынешний год оказался не самым легким для импортеров машин и производителей. Объем продаж оказался почти таким же, как во второй половине позапрошлого десятилетия.

В последний месяц весны был зафиксирован абсолютный антирекорд с того дня, как Украина обрела независимость: салоны страны покинуло около 3,1 тыс. автомобилей. После этого ситуация несколько стабилизировалась, каждый месяц начали продавать около 6000 новых машин. Но такой уровень приемлемым никак не назовешь, потому что в сравнении с прошлым годом отмечается катастрофическое падение продаж на 70%.

Из-за нестабильной ситуации на Донбассе, серьезного колебания курса заокеанской валюты автопроизводство в Украине фактически умерло. Запорожский завод, который считался самым мощным в стране, остановил производство. Правда, в июле ЗАЗ стал лидером по продажам за счет образовавшихся у завода запасов. Радует тот факт, что удалось обогнать японского производителя Тойота, который, к слову, не так давно представил обновленную модель Toyota Highlander, однако всего 654 проданных автомобиля – это ничтожно мало. Практически такая же ситуация и с «Богдан-Авто» (Черкассы), где выпуск машин почти остановлен.

Представитель «УкрАвто», который работает в автомобильном салоне Lada, отмечает: если клиент желает приобрести старую «Ладу», а ее нет сейчас в наличии, то можно обратить в Черкассы, где машину сделают на заказ. Если же говорить о российских ВАЗах, то велика вероятность их ухода с рынка. Завод в РФ не хочет работать по заказам потребителей, поэтому в поставках наблюдаются серьезные перебои.

Цены очень сильно привязаны к доллару, поэтому они взлетели вверх, что плохо отразилось на продажах. Стоимость в долларовом эквиваленте осталась неизбежной, а вот гривневый ценник увеличился минимум на 20%. Спрос на автомобили сократился практически на 90%. Даже продажа 5 новых «Лад» за месяц – это уже очень хороший показатель.


Зарубежные машины переходят в атаку

Автомобильные заводы Украины простаивают, поэтому свое слово берут иномарки (в августе первое место заняла компания Тойота, на второй позиции расположился автопроизводитель Хюндай). Но при этом для импортеров падение украинской валюты стоит не менее остро. К примеру, модель Daewoo Matiz подорожал более чем на 50%. В салонах Рено, Форд отмечают: еще одна проблема в том, что в стране фактически нет программ автокредитования. Банкам невыгодно выдавать ссуды, потому что увеличилось число просроченных платежей. Но иногда встречаются автолюбители, которые согласны покупать машину в кредит, хотя процентные ставки по ним повысились.

Автомобильные дилеры предлагают различные скидки на машины, чтобы привлечь покупателей, но при этом подтверждают: спрос на продукцию катастрофически упал. Ранее можно было продать 40 новых автомобилей Ford, теперь даже десяток проданных машин – это успех. При этом закрывать автомобильные салоны пока никто не собирается.

Импортеры не хотят отказаться от поставок машин из-за рубежа, они только сильно сокращают квоты. Теперь в салонах появляется столько автомобилей, сколько точно можно продать. Кто-то полагает, что впереди – светлое будущее. «Полесье Моторс» строит новый центр Хюндай возле салона Рено, но при этом закрывается точка, где продаются автомобили Chery.


«Вторичка» ждет понижения пошлин

На вторичном авторынке было зафиксировано падение на 76% (результат первых семи месяцев). С начала лета спрос на автомобили с пробегом существенно вырос – к началу августа удалось реализовать около 17000 машин. Перегонщики вместе с автодилерами полагают, что не стоит ждать бурного роста, ведь государство не понижает сбор за первичную регистрацию.

Размер сбора определяется возрастом машины, а также объемом двигателя. Чтобы последний надежно работал, необходимо регулярно проводить замену масла. С увеличение литража мотора повышается и стоимость первичной регистрации. Для автомобилей, которым исполнилось не более 8 лет, используется коэффициент, равный двум, в противном случае величина сбора повышается в 40 раз.

Подписание экономической части ассоциации с Евросоюзом может привести к снижению ввозных пошлин. Это сделает импорт б/у и новых авто более выгодным. Власти могут решиться на такой шаг, однако пониженная пошлина распространиться исключительно на первые 45000 машин, ввезенных за год. Но даже в нынешний кризисный год импортеры завезли больше. Украина не будет являться свалкой для автомобильного хлама из Европы, о чем говорили эксперты из Российской Федерации.

Комментарии к статье
buc
13 декабря, 2014 15:49
Цены сильно привязаны к доллару, не только на территории Украины. Весь мир смотрит на курс доллара, отсюда и цены подняли на иномарки и отечественные автомобили.
×